Здравствуйте, уважаемые читатели блога! В первую очередь я обращаюсь сейчас к группам 1Н и 2А , в которых мы изучаем методику русского языка.
Я хочу предложить вам для обсуждения на уроке один материал, с которым я познакомилась в Интернете.Прошу изучить данную и статью и высказать свое мнение о том, насколько конспект урока соответствует требованиям, предъявляемым современной методикой .Свой взгляд обозначьте в комментариях к данному посту..Также прошу выбрать из предложенных памяток ту, которая в большей степени подойде к уроку подготовки к сочинению по картине-пейзажу.Свое мнение аргументировано объясните также в комментариях.
Я хочу предложить вам для обсуждения на уроке один материал, с которым я познакомилась в Интернете.Прошу изучить данную и статью и высказать свое мнение о том, насколько конспект урока соответствует требованиям, предъявляемым современной методикой .Свой взгляд обозначьте в комментариях к данному посту..Также прошу выбрать из предложенных памяток ту, которая в большей степени подойде к уроку подготовки к сочинению по картине-пейзажу.Свое мнение аргументировано объясните также в комментариях.
II.Урок русского языка
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка»
Цели:
Образовательные:
- Познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецова;
- Учить анализировать содержание картины;
- Учить писать сочинение, соблюдать структуру текста;
- Учить излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями;
- Формировать умение подбирать точную лексику для описания картины, помогающую раскрыть тему и идею картины.
Развивающие:
- Развивать умение составлять текст-описание по картине, составлять план;
- Развивать умение понимать тему и основную мысль картины;
- Расширять словарный запас, кругозор учащихся;
- Формировать умение точно выражать свои чувства;
- Развивать художественный вкус и образное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умение эмоционально откликаться на произведения живописи; воспитывать интерес к живописи;
- воспитывать умение высказывать свое отношение к произведениям искусства.
Задачи:
- учить составлять описательный текст по опорным словам;
- развивать воображение, умение видеть красоту природы, различать настроение, изображенное художником;
Необходимое оборудование:
ноутбук,
проектор,
экран,
мультимедийная презентация,
репродукция картины «Аленушка».
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Прочитайте слова, которые вы записали, описывая характер героини сказки «Аленушка и братец ее Иванушка»
Вступительное слово учителя (Слайд 1-2)
Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка» и напишем сочинение по этой картине. Весь урок мы будем развивать нашу речь, как устную, так и письменную.
Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г. Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. Позднее Виктор Михайлович вспоминал, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. А маленький Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.
Учитель говорит о роли В.М. Васнецова в искусстве.
Виктор Михайлович Васнецов - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.
Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты. Но главное, чем обогатил художник русское искусство, это произведения написанные на основе народного творчества. "Я только Русью и жил» - говорил художник.
3. Рассматривание картины
«Аленушка», - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах ... Каким-то особым русским духом веяло от нее».
Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Вот художник и постарался показать это в картине.
Учитель предлагает рассмотреть картину «Аленушка», обратить внимание на фрагменты картины.
Слайды 4–10 (музыкальное сопровождение по клику, смена слайда 4 по клику, остальные слайды настроены по времени).
4. Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.
Учитель: Какое впечатление производит картина?
Учитель: Какие чувства она вызывает?
Описание Аленушки
Слайд 11-13
Учитель: Кого вы видите в центре картины?
Учитель: Почему Васнецов изобразил Аленушку в центре, на переднем плане картины?
(Художник хочет, чтобы мы сразу на нее обратили внимание, она - главный персонаж в этой картине).
Учитель: Где находится Аленушка?
(Она сидит на камне у озера).
Учитель: Опишите позу девушки.
(Аленушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени руками, согнулась, положила голову на сцепленные руки).
Учитель: Почему она приняла такую позу?
(Она печально смотрит на воду, думая о чем-то грустном. Она пригорюнилась, поникла).
Учитель: Какое у Аленушки настроение?
(Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушенное, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась).
Учитель: Как вы думаете, в чем причина печали Аленушки?
(У неё случилось беда; она грустит о братце, у неё тяжелая безрадостная судьба, она осталась одна).
Учитель: Какими словами можно охарактеризовать горе Аленушки? (Большое, великое, 6езутешное).
Учитель: С помощью чего художник показал, что у нее безрадостная судьба?(Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени голубая кофта, на ногах нет обуви).
Учитель: Как Виктор Михайлович относится к своей героине?
(Он ее любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка).
Учитель: С помощью каких художественных приемов художник привлекает внимание к лицу Аленушки?
(Он его сделал светлым, а вокруг все темное).
Описание природы
Слайд 14-16
Учитель: Что можно сказать о природе, окружающей Аленушку?
Учитель: Опишите все, что вы видите на переднем и заднем плане.
Учитель: Какое время года изображено на картине?
Учитель: Какие детали об этом свидетельствуют?
(Желтые листья затаились на водной глади, березки усыпаны желтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо).
Учитель: Как вы думаетe, почему художник выбрал осень?
(Осень - грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть).
Учитель: Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.
Учитель: При помощи каких средств художник показал это?
(Молодые тонкие березки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки).
Учитель: Кто ещё на картине сочувствует горю Аленушки?
(Птички).
Учитель: Почему вы так думаете?
(Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Аленушкой, как бы внимают ее тоске, но ничего не могут поделать).
Учитель: Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?
(Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление).
Учитель: Обобщите сказанное.
Отношение к картине
Учитель: Выразите свое отношение к картине, к Аленушке?
(Картина выражает печаль, главную героиню хочется пожалеть, образ Аленушки вызывает сострадание).
Учитель: Какое отношение к Аленушке у Васнецова?
(Он любит свою героиню и сострадает ей).
Учитель: Да, художник очень любил этот образ. Он постарался взволновать зрителя образом простой, бедной, но обаятельной девушки. Эта картина вызывает чувства волнения и тревоги, сострадания и грусти. Она никого не оставляет равнодушным, заставляет нас грустить вместе с героиней.
Физминутка.
5. Речевая подготовка.
Слайды 18-23.
.
6. Составление плана (коллективное).
Слайд 24
1. Художник В.М. Васнецов и его картины.
2. Описание Аленушки (поза, внешний вид, одежда, лицо).
3. Природа сочувствует Аленушке.
4. Какие приемы и средства позволили художнику выразить содержание картины?
5. Как я отношусь к картине? (Что понравилось и почему, о чем заставляет размышлять картина, какие чувства вызывает?)
6. Устное высказывание по картине.
Физминутка для глаз и кистей рук
7. Письменное сочинение по картине
Учитель: Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем необходимо писать, в каком порядке, какую лексику использовать. Пользуйтесь творческими тетрадями, в которых у вас записаны необходимые слова. Старайтесь писать в соответствии с планом, соблюдая правила каллиграфии и внешнего оформления.
1. Самостоятельная работа учащихся (сочетается с индивидуальной помощью учителя) - 20 минут
2. Самопроверка
Я считаю, что памятка номер 1 больше подходит для данной темы. Карта урока требует доработки, в "шапке" неверные формулировки. Урок не соответствует ФГОС,отсутствует мотивация и целеполагание,учитель сразу объявляет тему урока.
ОтветитьУдалитьДанный урок не соответствует структуре ФГОС. Нет некоторых этапов: самоопределение к деятельности,мотивации. Цель должна быть одна. Задачи:дидактические,развивающие и воспитательные. Можно добавить этапы и изменить некоторые моменты.
ОтветитьУдалитьЯ считаю,что больше всего подходит памятка 2,если дети затрудняются в написании сочинения, даны опорные выражения.
Данный урок не соответсвует структуре по ФГОС НОО. Т.к. не корректно сформулированы цели, отсутствуют такие этапы как: мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.Организационный момент следовало заменить на этап самоопределение к деятельности. Остальные этапы так же не соответствуют структуре. Учитель сам сообщает детям тему, цели и задачи, биографию художника.
ОтветитьУдалитьНа мой взгляд, алгоритм написания сочинения (картинка 3) лучше, более грамотная, охватывает большой круг информации. Поясняет, о чем нужно сказать в каждой из частей.
Ознакомившись с памятками и конспектом, мне кажется что подходит 2 памятка, она больше на мой взгляд подходит для написания сочинения , но конспект я бы не взяла за основу, но некоторые моменты можно взять. Можно взять вопросы по картине, которые задаёт учитель.
ОтветитьУдалитьЭтот конспект не соответствует структуре урока, так же цель поставлена не по принципу - создать условия для ....
2А Ц.В.
Урок не соответствует стандарту ФГОС. Учитель сам называет тему и цель урока. Учитель не взаимодействует с классом на первом этапе. Памятка номер 1 больше подходит для данной темы.
ОтветитьУдалитьДанный урок не соответствует структуре ФГОС. Нет самоопределения к деятельеости (организационный момент), мотивации,целеполагания, актуализация на данном уроке это проверка домашнего задания.
ОтветитьУдалитьЗа основу этот урок можно взять, только необходимо изменить структуру, чтобы она соответствовала ФГОС.
В "шапке" конспекта цель должна быть одна, задачи: дидактические, развивающие и воспитательные.
Мне урок понравился тем, что учитель подготовил учащихся к сочинению, обсудили все опорные моменты.
Памятка для сочинения мне понравилась 3, это план сочинения, 1 памятка, я думаю, подходит для работы учителя в подготовки учащихся к сочинению. (Горбунова Екатерина, 2А)
Ознакомившись с данным конспектом урока, я сделал вывод, что не стоит брать, как пример, конспекты из интернета, потому что чаще всего они совершенно не соответствуют критериям ФГОС. Именно в этом конспекте отсутствует четкая структура урока, нет самостоятельного открытия знаний и не корректно, в плане формулировки, поставлены цели и задачи.
ОтветитьУдалитьКаталогов 2А
Я считаю, что 2 памятка подходит лучше детям, а 1 для учителя. 2 памятка будет, как скелет для детей для дальнейшего развития написания сочинения. И при этом, если детям будет сложно в написании сочинения у них всегда будут опорные выражения.
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что данный урок не соответствует структуре ФГОС. Этот урок построен по старой структуре. Нет так этапов, как самоопределение к деятельности, мотивация. Неправильно сформулирована цель урока. Тему дети должны определять сами, а ее сообщает учителю. Мне кажется, что алгоритм 3 больше подходит, т.к. он хорошо раскрывает содержание частей. (Юлия 2А)
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что этот урок не соответствует требованиям ФГОС по современному уроку, так как на этом уроке учитель сам называет тему урока, задачи. По требованиям современного урока, учащиеся должны сами называть, а учитель должен только подвести их к этому. Также в уроке отсутствует мотивация и цель. По моему мнению, 2-ая памятка подходит больше к уроку подготовки к сочинению по картине-пейзажу, так как по этой памятке учащиеся будут знать с чего начать свое сочинение, как его продолжить и чем закончить.
ОтветитьУдалитьАндреева Наталья 2А
Данный урок не соответствует ФГОС, так как отсутствуют некоторые этапы: самоопределение, целеполагание, мотивация. Учитель начинает с актуализации.
ОтветитьУдалитьЕсли говорить о памятках, то вторая поможет детям при написании сочинения, так как есть опорные фразы; будет полезна в начале изучения написания сочинения. Первая, по моему мнению, больше подходит для учителя. Третья полезна, когда ученики уже умеют писать сочинение.
Я считаю, что данный урок не соответвует структуре ФГОС. Отсутствуют некоторые этапы: мотивация к учебной деятельности,актуализация знаний.Отсутствуют задачи.Учитель сам называет тему и цель урока. Мне кажется,памятка 1 больше подходит к данной теме.
ОтветитьУдалитьПроанализировав данный урок,я пришла к выводу,что в технологической карте много недочётов. Главный минус состоит в том,что имеется мало наводящих вопросов для самостоятельного открытия знаний.Цели и задачи сформулированы некорректно.
ОтветитьУдалитьПо моему мнения, памятка нормер 1 больше всего подходит для этого урока, так как там подробно разбирается картина и присутствует совместная деятельность с учащимися.
ОтветитьУдалитьУрок не соответствует ФГОС.в структуре урока не хватает нескольких этапов: мотивация,самоопределение к деятельности.
Я считаю, что данный конспект не соответствует структуре ФГОС. Конспект был неплохой, но за основу я не взяла его, если только некоторые моменты. Учитель подготовил детей к сочинению и обговорил все моменты. По моему мнению подходит больше памятка номер 2, кратко и ясно, идеально подходит учащимся
ОтветитьУдалитьКокоткина 2А
Данный урок не соответсвует структуре по ФГОС, т.к. не корректно сформулированы цели. Нет некоторых этапов урока (мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний).Следовало бы поработать над этапом самоопределения к деятельности. Остальные этапы так же не соответствуют структуре. Тему, цели и задачи дети должны формулировать сами. Но есть и +. Учитель хорошо разобрал с детьми все моменты, на которые стоит обратить внимание. Так что с написанием у учеников не должно возникнуть проблем.
ОтветитьУдалитьПамятка мне больше понравилась третья, т.к. Она показалась мне более грамотной. Она помогает понять , о чем нужно сказать в каждой части. Но так хочется отметить большой плюс 2 памятки. Ученики часто встречаются с такой проблемой, что не знаю как начать писать новый абзац. Вот именно тут очень пригодится 2 памятка.
Забыла подписать. Кристина Сорока 2А
УдалитьСчитаю, что эта технологическая карта не соответствует ФГОС, так как формулировки в шапке неверны, огромное количество задач, которые будет трудно выполнить в течение урока, мало вопросов и заданий на этапе открытия нового знания.
ОтветитьУдалитьЭтапы урока не соответствуют требованиям Фгос Ноо. Нет нескольких этапов. Учитель сам называет тему урока, цель и задачи, по стандарту дети должны сами называть, а учитель только корректирует. Я считаю, что больше подходит вторая памятка, так как она будет наиболее понятна детям.
ОтветитьУдалитьДанный урок не соответствует структуре ФГОС НОО, отсутствуют некоторые этапы урока.Цель урока разделена и достаточно обширно описана,хотя должна быть емкой по своей смысловой нагрузке.Должны быть прописаны самые главные задачи,которые будут достигнуты в ходе урока. Что касаемо памятки,на мой взгляд, подойдёт 2,тк в ней достаточно лаконично и доступно отображен материал.
ОтветитьУдалитьКрасникова 2А
Сальникова 2А
ОтветитьУдалитьДанный фрагемет не соответствует структуре ФГОС НОО. Нет некоторых этапов урока, некоторые формулировки заголовков не верны. Учитель много рассказывает. Учитель сам назвал
ОтветитьУдалитьтему, цель, ученики особо не говорят, за них говорит учитель (1Н)
Данный фрагмент урока не соответствует требованиям ФГОС, так как нет некоторых этапов урока, а именно отсутствует мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний. Педагог сам назвал тему, цели и задачи уроки. Прописано много задач, которые тяжело будет выполнить за урок. Вторая памятка на мой взгляд больше подходит к данному уроку. (Петрак Регина, 1Н)
ОтветитьУдалитьДанный урок не соответствует современному стандарту ФГОС НОО. Здесь неправильно названа цель, так как она должна быть одна, а тут описано много пунктов. Неверная структура урока: первый этап должен называться самоопределение к деятельности; нет этапа мотивации к учебной деятельности и актуализации знаний и умений. Также учитель сам сказал тему, цель и задачи урока, хотя их должны называть сами дети.
ОтветитьУдалитьИз предложенных алгоритмов, на мой взгляд, подходит 2 памятка, потому с ней ученику будет проще сформулировать мысль, так как там есть опорные фразы. (Цепляева Аня, 1Н)
Данный урок не соответствует структуре ФГОС. Цель урока должна быть одна, а не несколько, и ее должны назвать дети. Учитель сам назвал тему и задачи урока, а должны тоже дети. Задач написано много. Структура урока написана неверно, нет этапов урока.
ОтветитьУдалитьИз трёх памяток подходит 2. (Павлова Анна, 1Н)
Урок не соответствует требованиям ФГОС. Нет, или неверно указаны этапы урока. Много задач, которые не решишь на уроке.
ОтветитьУдалитьПамятка 2 подходит больше к данному уроку. (Садовникова Валентина, 1Н)
Данный урок не соответствует структуре ФГОС НОО. Не прописаны этапы урока, нет некоторых этапов. Сейчас в современной школе нет орг момента. Тему, цель и задачи урока должны выяснять ученики, а не учитель. Много слов учителя. Много задач, которые не выполнить за урок.
ОтветитьУдалитьМне больше понравилась вторая памятка.(Савина Анастасия, 1Н).