Уважаемые студенты групп 1Н и 2А!
Мы начинаем проектную работу по МДК 01.02 "Русский язык с методикой преподавания", которая называется "Наш методический словарь".Вместе мы разработаем пособие, изучая постепенно разделы данного курса.Словарное пособие поможет нам расширить кругозор и лучше усвоить учебный материал.
Раздел 1.Методика преподавания русского языка как наука.Цели, задачи.
Раздел 2. Обучение грамоте в курсе русского языка.
Виды речевой деятельности:
ОтветитьУдалить1. Говорение - это отправление речевых акустических сигналов,несущих информацию.
2. Слушание (или аудирование) - восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.
3. Письмо - зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.
4. Чтение - расшифровка графических знаков и понимание их значений. (Карякина Яна,2А)
Отличный проект, Татьяна Владимировна! Уверена, что студентам понравится!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Надеюсь, это нам будет полезно.
УдалитьФонема-1. Раздел лингвистики, изучающий способы образования звуков человеческой речи и их акустические свойства. 2. Аспект обучения в практическом курсе языка, имеющий своей целью формирование слухопроизносительных навыков.(Татьяна 2А)
ОтветитьУдалитьДумаю, это просто опечатка.Ведь здесь речь идет о фонетике!Будьте внимательнее!
УдалитьРазвитие речи- аспект обучения в практическом курсе языка и система приемов обучения, имеющие целью формирование и совершенствование навыков и умений пользоваться языком как средством общения.(Татьяна 2А)
ОтветитьУдалитьФонема-основная и минимальная единица звукового строя языка,входящая в морфемы и определяющая их значения.(Светлана 2А)
ОтветитьУдалитьГрафика- это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи. (Цепляева Аня, 1 Н)
ОтветитьУдалитьСпасибо всем, кто сразу включился в работу! Ждем остальных!
ОтветитьУдалитьКоммуникативность - базисная категория методики, трактуемая как модель процесса общения и как технология обучения общению.(Юлия, 2А)
ОтветитьУдалитьЛексикология-это наука, которая изучает словарный состав языка, устанавливает значения слов и их употребление.(Екатерина,2А)
ОтветитьУдалитьБуквенный код - это код, в котором кодовыми обозначениями являются буквенные сочетания.
ОтветитьУдалитьАртикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений, направленный на развитие движения органов речи.
ОтветитьУдалитьПисьмо - вид речевой деятельности человека – процесс кодирования слов и текста с помощью графических знаков – букв.(Катасонов 2А)
ОтветитьУдалитьГРАФИКА
ОтветитьУдалить(греч., от graphein - писать, чертить). 1) общее название искусств: письма, черчения, рисования и живописи. 2) уменье писать, управляя искусно слогом и выражениями. 3) ученье о письме.
Методы обучения - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
ОтветитьУдалитьУстная речь - форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществления речевых высказываний в звуковой форме (говорение). Устная речь может осуществляется при непосредственном контакте собеседников ( Горбунова Екатерина, 2А)
ОтветитьУдалитьКоммуникативность – это взаимодействие людей в процессе общения, основанное на обмене информацией. Это не только обращенная к определенному человеку речь, но и слушание. Видом коммуникативной связи также являются письменная речь и чтение, когда автор и читатель «общаются» автономно, без прямого контакта. ( 1Н)
ОтветитьУдалитьПисьменная речь — речь, изображенная на бумаге с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). (Мария, 2А)
ОтветитьУдалитьФонетика - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
ОтветитьУдалитьФонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.(Лариса, 2А)
Артикулирование- это понятие, которое означает, насколько правильно и отчетливо вы произносите звуки. (Лиза , группа 1Н)
ОтветитьУдалитьЛента букв - это пособие, которое активно используется при изучении букв, обучении чтению, грамоте, курсах по повышению скорости и техники чтения. ( Лиза, группа 1Н)
ОтветитьУдалитьМоделирование- средство овладения одним из важнейших умений- умений учится. ( Группа 1Н, Лиза)
ОтветитьУдалитьумений учиться
УдалитьАктивизация словаря- это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц собственной, самостоятельной речи школьников: в беседах, составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях. ( Лиза, 1Н)
ОтветитьУдалитьПропедевтика - это введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме. (Лиза, группа 1Н)
ОтветитьУдалитьПропись - это образец каллиграфического написания знаков (букв, цифр) для обучающихся письму. ( Лиза, группа 1Н)
ОтветитьУдалитьАзбука - совокупность букв, принятых в русской письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит.
ОтветитьУдалитьБукварь - учебное пособие для обучения грамоте.
(Лиза, группа 1Н)
Словарно-логические упражнения - являются связующим звеном между процессом обогащения словаря в дошкольном учреждении и этим же процессом в период обучения грамоте. ( Лиза, группа 1Н)
ОтветитьУдалитьСтруктурный анализ - это анализ, который проводится для того, что бы исследовать статические характеристики, систем посредством определения в ней подсистем, а также определение отношений и связи между ними. (Лиза, группа 1Н)
ОтветитьУдалитьСлог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков.
ОтветитьУдалитьВиды слогов:
1) Открытый слог- это слог, оканчивающийся гласным звуком, например, да, ау.
2) Закрытый слог- это слог, оканчивающийся согласным звуком, например, кот, ум.
3) Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж.
4)Прикрытый слог - это слог, который начинается с согласного звука, напр., рад, поп.
УдалитьГрафический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
ОтветитьУдалитьДвигательный навык – это оптимальная степень овладения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (то есть при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надёжностью исполнения.
ОтветитьУдалитьЗрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать.
ОтветитьУдалитьКаллигра́фия — одна из отраслей изобразительного искусства.
ОтветитьУдалитьОрфографический навык-это сложный речевой навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях ,таких, как навык письма.
ОтветитьУдалитьОрфографическое прочтение – это побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как оно написано.
ОтветитьУдалитьОрфография — правописание, общепринятая система правил написания слов в данном языке.
ОтветитьУдалитьПисьмо по памяти – это воспроизведение заранее (или на уроке) выученного текста небольшого объема. Для письма по памяти можно подобрать как поэтический, так и прозаический текст. Отрывки из художественных произведений призваны не только проиллюстрировать различные явления русского языка, но и уточнить имеющиеся представления и понятия, дополнить и обогатить их новыми фактами, сведениями, образами. Они призваны дополнить литературные познания, привить неслышащим обучающимся интерес к чтению, восполнить недостаточность общения глухого с окружающим слышащим обществом, расширить познавательный кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт, эмоциональную сферу глухого ученика. Имея перед глазами в качестве примера образцы фраз и текстов, знакомясь таким образом с системным устройством языка, глухие обучающиеся могут использовать их для построения собственных высказываний.
ОтветитьУдалитьМорфологический принцип — основной принцип русского правописания. По М.п.о. определяется единообразное написание значимых частей слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний, несмотря на различные особенности их произношения. Орфограммы, проверяемые по М.п.о., требуют опоры на анализ морфологического состава слова, на быстрое решение задач, связанных с определением части речи, типа склонения, падежа и пр.
ОтветитьУдалитьПисьмо под диктовку - это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
ОтветитьУдалитьПослоговое списывание-это вид письменных упражнений, при котором после прочтения слога и объяснения его написания детям предлагается написать слог, не глядя на образец.
ОтветитьУдалитьПроговаривание – это прием работы, предупреждающий пропуск и замену букв. Может сопровождать и списывание и диктовку.
ОтветитьУдалитьВыборочное списывание – передача в письменной форме только слова определенной части речи, определенного спряжения или словосочетания.
ОтветитьУдалитьПолное списывание - выписывание слов, предложений или текста без пропуска букв и дополнительных заданий , цель которого списать правильно, без ошибок и искажений.
ОтветитьУдалитьОбъяснительное списывание - это вид орфографического упражнения, которое включает в себя объяснение и доказательство
ОтветитьУдалитьнаписания орфограммы после того, как записано все предложение или текст.
Этот вид списывания представляет собой проверку написанного,
развивает внимание учащихся к орфограммам.
Предупредительное списывание - вид орфографического упражнения, которое используется в целях отработки приемов
ОтветитьУдалитьприменения правила, направлено на овладение учащимися алгоритмом
действий и проводится непосредственно после изучения той или иной темы,
а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся,
т.е. его цель — предупредить появление ошибок.
Семантическая основа - это смысловое значение единиц речи.(Слова,предложения,тексты)
ОтветитьУдалитьФонетическая основа -это звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
ОтветитьУдалитьБолее подробно.
ОтветитьУдалитьКартинки по запросу каллиграфия
Картинки по запросу каллиграфия
Картинки по запросу каллиграфия
Картинки по запросу каллиграфия
Картинки по запросу каллиграфия
Картинки по запросу каллиграфия
Картинки по запросу каллиграфия
Картинки по запросу каллиграфия
Картинки по запросу каллиграфия
Картинки по запросу каллиграфия
Показать все
Каллигра́фия — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».
1.Ри́фма — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство.
ОтветитьУдалить2.Интона́ция — совокупность просодических характеристик предложения: тона, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему языка.
Интонационные средства: логическое ударение(интонационный центр предложения),повышение или понижение тона, пауза,изменение темпа речи,изменение громкости.
3.Диало́г — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя и более людьми, также бывает письменный диалог между двумя или более людьми по средству написания текста в письмах или другими методами.
4.Монолог — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
5.РЕПЛИКА (от фр. - возражение) — ответ одного из персонажей на слова другого; в широком смысле - любое высказывание персонажа драматургического произведения. Реплика «в сторону» - сказанное как бы про себя, в сторону, незаметно и неслышно для других действующих лиц. С развитием драмы как драматического рода литературы неуклонно возрастает в ней смысловое и сюжетное значение реплики.
6.Ремарка — в литературе — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования.Как правило, дополняет сюжетную линию или выражает отношение автора к изображаемому.
7.Конфликт-специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.Конфликт в литературе является основой художественной формы произведения, развития его сюжета.
8.Драматизация-инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках (ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний).
9.Эпизо́д - отдельное небольшое событие, происшествие. Составная часть сюжета литературного произведения или кинофильма, имеющая самостоятельное повествовательное значение.
10.Афиша-Объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п.
Екатерина 2А
ОтветитьУдалить1)Техника чтения по ФГОС
Техника чтения в 1 классе по ФГОС
Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«Просто чудо!» Более 20 слов Более 40 слов
«Это здорово!» 16-20 слов 31-40 слов
«Замечательно» 10-15 слов 25-30 слов
«Эх, маловато» Менее 10 слов Менее 25 слов
Техника чтения во 2 классе по ФГОС
Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 55 слов Более 70 слов
«4» 40-55 слов 55-70 слов
«3» 25-39 слов 40-54 слов
«2» Менее 25 слов Менее 40 слов
Техника чтения в 3 классе по ФГОС
Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 75 слов Более 90 слов
«4» 60-75 слов 75-90 слов
«3» 45-59 слов 60-74 слов
«2» Менее 45 слов Менее 60 слов
Техника чтения в 4 классе по ФГОС
Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 100 слов Более 120 слов
«4» 85-100 слов 105-120 слов
«3» 70-84 слов 90-104 слов
«2» Менее 70 слов Менее 90 слов
2)Первичное восприятие текста — это чтение художественного произведения полностью либо учителем, либо самостоятельно детьми. Чтение обращено к ребенку, учитель следит за его реакцией, делает паузы, чтобы дать ему возможность осмыслить, пережить услышанное. Попутно он поясняет не понятные слова и выражения, иногда при этом перечитывая фразы, показывая картинки. Если пояснение сделать уместно и умело, целостность восприятия при этом не нарушится.
Для первого знакомства с текстом иногда используется комбинированный способ чтения (читают поочередно учитель и дети).
Вслед за первичным восприятием проводится эмоционально-оценочная беседа, вопросы которой должны быть прежде всего направлены на выявление эмоционального отклика на прочитанное, на проверку понимания детьми общего смысла произведения.
3)Сведения об авторе: биография автора сообщается на этапе подготовки к восприятию произведения. Для того, чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению.
1.даты жизни писателя
2.создания произведения никогда не сообщаются, но ощущение времени дать надо
3. псевдоним писателя или поэта
4.не стоит говорить детям о том, когда и какие книги автора были выпущены, каковы очередность их выхода
5.можно сообщить детям о проблемных сведениях в биографии автора, если это оправдано
6.рассказ о зарубежном авторе советуем предварить рассказом о его стране, используя при этом какие-нибудь необычные описания, факты, подкрепляя повествование иллюстрациями или фотографиями.
7.Полезно познакомить детей с портретом писателя.
8.Сообщать об авторе все сразу нецелесообразно.
4)Беседа с опорой на опыт и личные впечатления- опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это беседы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны.
5)Эмоциональное восприятие- это целостный психофизический и духовный акт, который не может сводиться ни к биологическому, ни к физическому, ни к перцептивному процессу. Эстетические эмоции здесь играют роль базового устремления, в процессе которого возникают ощущения и кристаллизуются чувства. В своеобразии эмоционального восприятия берет начало вдохновение художника, фантазия школьника, порывы и желания, которые организуют и направляют все способности и ресурсы человека, формируя в нем сферу эстетического.
6)Стилистический эксперимент - это намеренная “порча” авторского слова, имеющая целью привлечь внимание детей к авторскому слову, показать его незаменимость в тексте. Это может быть пропуск или замена отдельных слов и выражений, изменение конструкции предложения.
Екатерина 2А
ОтветитьУдалить7)Иллюстрирование – прием творческой работы учащихся, используемый при письме изложений и сочинений, в литературном творчестве школьников, а также на уроках чтения и литературы. Иллюстрации используются готовые, заранее подобранные – вырезки из журналов, репродукции картин и пр., а также создаются самими детьми, нередко на уроках изобразительного искусства. Используются также приемы устного рисования, т. е. рассказ о том, какую иллюстрацию школьник хотел бы нарисовать к своему сочинению.
8)Средства выразительности
Метафора - употребление слова в переносном значении (горит восток, солнце встало, дождь пошел).
Олицетворение - овеществление (снег лежит),отождествление предметов и явлений природы, растительного и животного мира с жизнью и деятельностью людей.
Эпитет - образная характеристика какого-либо предмета или явления, выраженного прилагательным.
Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
9)Приемы звукописи
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
Ассонанс — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков.
Елисей 2А
ОтветитьУдалитьЭ́пос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве.
Эпические жанры
Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);
Средние — повесть,
Малые — рассказ, новелла, очерк.
Ли́рика— род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора. По словарю Ожегова лиризм означает чувствительность в переживаниях, настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала.
Обычно выделяют следующие лирические виды: гимн, ода, послание, сонет, лирическое стихотворение, элегия, песня, романс.
Дра́ма — один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене.
Трагедия, драма (жанр), мелодрама, комедия.
Композиция – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.
Кульминация в литературе — момент наивысшего напряжения в развитии литературного произведения.
Герой литературного произведения — действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.
Персонаж – общее название любого действующего лица литературного произведения.
Методика морфологии – раздел методики грам-ки, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути исправления. Из специфики морфологии вытекают следующие частно-методические принципы:- лексико-грам-й; - парадигматический;- морфолого-синтаксический.Первый принцип направляет внимание учителя и уч-хся на сопоставление лексического знач-я конкретного слова и общего смыслового знач-я слова как части речи. Парадигматич-й принцип предполагает сопоставление косвенных форм и исходной ф-мы, а Морфолого-синтаксический - члена предл-я и части речи. Школьный курс морфологии основывается на положении, согласно кот-му слово –это «носитель морфологических категорий и систем форм». Рассматриваемое в этих аспектах слово входит в граммат-е классы слов, называемые частями речи. Морфология изучается в школе д/ того, чтобы способствовать 1) общему образованию уч-хся, 2) развитию их логического мышления, 3) овладению русским литературным языком в его устной и письменной ф-ме. Морфология способствует развитию логического мышления детей, так как она, как часть грам-ки, обобщает и типизирует явления языка, отвлекаясь от частного и конкретного. Поэтому процесс усвоения морфологии неизбежно сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Разв-щее знач-е морфологии состоит в том, что она формирует у школьников сознательное отношение к своей речи и речи окружающих. Т.о. общеобразовательное, разв-щее знач-е морфологии оказывается непоср-но связанным с ее практическим значением. Школьный курс морфологии строится в соответствии с выводами совр-ной педагогической психологии о том, что учеб-й предмет способствует развитию у школьников научно-теоретического мышления, если «усвоение знаний общего и абстрактного х-ра предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями, последние должны быть выведены из первых как из своей единой основы». Морфологич-е упр-я закрепляют знания, полученные детьми по морфологии , и служат основой форм-ния как орфогр-х, так и пункт-х умений и навыков. Морфологические упражнения: 1)опознание части речи, того или иного разряда этой части речи; 2)подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи; 3)постановка слова в указанной форме; 4)составление парадигмы слова; 5)разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи; 6)группировка слов по частям речи, по разрядам; 7)составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами; 8)полный или частичный морфологический разбор слова.
ОтветитьУдалитьПорядок морфологического разбора. 1.Самостоятельные части речи. Сначала надо назвать ЧР, общее грамматическое значение и вопрос, привести НФ слова (если оно изменяется – склоняется или спрягается). Затем указать: У сущ – собственное или нарицательное; одушевл или неодушевл; род; склонение; употреблено в форме …падежа,…числа; У глаг – возвратный, невозвратный; вид; спряжение; употреблен в форме …наклонения,… времени (в изъяв. накл.), … лица или рода,… числа; У прилаг – качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; употреблено в форме …падежа (если эти формы есть), … числа, рода (в ед.ч.); у числит – простое, составное или сложное; количественное, собирательное, дробное, порядковое; употреблено в форме … падежа, …числа и…рода (если они есть); У нареч - разряд по значению; неизменяемость; отметить, если употреблено в одной из форм степеней сравнения; У местоим – группы по соотношению с другими частями речи; разряд по значению; лицо (для личных); употреблено в форме …падежа, …числа и… рода (если они есть); Причастий – вид, возвратность; действительное или страдательное; время; полная или краткая форма; употреблено в форме …падежа, ...числа, …рода (в ед.ч.); У дееприч – возвратность; вид. После этого указываются синтаксические признаки ЧР, особенности правописания. 2. Служебные части речи. 1. Назвать ЧР, указывать назначение. 2. Отметить: А) у предлога – непроизводный или производный; к какому сущ (или мест) относится; с каким падежом употреблен; указать разряд по значению; Б) у союза – сочинительный или подчинительный; разряд по зачению; простой или составной; В) у частицы – функция (для чего служит), разряд по значению.
УдалитьОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СТРУКТУРА ПО ФГОС НОО
ОтветитьУдалить1. Структура урока открытия новых знаний:
1) Самоопределение к деятельности.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Открытие новых знаний
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Самоопределение к деятельности.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Самоопределение к деятельности.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Самоопределение к деятельности.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Самоопределение к деятельности.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Самоопределение к деятельности.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Самоопределение к деятельности.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ОтветитьУдалить1. Целенаправленность, чёткость и логика урока.
2. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода Ведущее требование -правильно организованная речевая направленность урока, развитие речи учащихся. Основные направления работы: лексическая работа или работа над словарем; развитие синтаксического строя речи (работа над предложением); связная речь (работа над текстом); работа над звуковой культурой речи.
3. Систематическая и системная работа по развитию навыков каллиграфического письма (требование учебной программы). Минутки чистописания на каждом уроке(5- 8 минут): 2 класс - не менее 2 строк; 3 класс - 2-3 строчки; 4 класс - 3-4 строчки. Сочетание коллективной и индивидуальной формы работы; образец учителя на доске; опора на анализ графических ошибок учащихся; связь с уроком (по возможности). Содержание каллиграфической работы во /1-1V классах: закрепление гигиенических навыков письма (правильной посадки, положения тетради, ручки и др.); отработка формы букв (по группам); работа над соединениями букв; выработка у учащихся плавности и ритмичности письма; Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Начало обучения - со 2 полугодия 2 класса. Тетради в одну линию - с 3 класса. Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся 1 класса- ежеурочно; 2 класса - 2-3 раза в неделю; 3 класса - 1 -2 раза в неделю. Обязательное требование - учёт индивидуальных графических ошибок.
4. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием (словарных слов). На каждом уроке обязательно проводится работа со словарными словами - как отдельный этап урока (5-8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности.
5. Организация сопутствующего повторения. Обязательным элементом урока является повторение пройденного по фонетике, орфографии, грамматике. Предусмотреть проведение орфографических тренингов-пятиминуток (орфографических минуток; пятиминуток грамотности и др.) в структуре урока любого типа (как отдельный этап урока; как дополнительный орфографический разбор 1-2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.).
6. Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов грамматического разбора. На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться к грамматическому разбору. Обязательно 1 вид разбора: звукобуквенный, фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический.
7. Учёт психологической природы формирования орфографического действия. Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух. Практиковать на уроке диктанты различных видов(до 10 минут на уроке).
Удалить8. Целевая установка учителя на безошибочное письмо. Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы. Средством предупреждения и исправления ошибок является звукобуквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста, комментирование, послоговое проговаривание, подбор проверочных слов, сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.
9. Систематическая работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать над ошибками Следует различать следующие формы: работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, - выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях; работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и сочинениях, - выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством учителя); работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, - выполняется коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя).
10. Инструктаж учителя о выполнении домашней работы: проверка понимания содержательной части упражнения, проверка понимания формальной стороны(оформления).
11. Проведение в конце урока мини-проверочной работы как диагностики к следующему уроку.
12. Выполнение общедидактических требований: лингвистическая грамотность урока; рациональное распределение времени на уроке; наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные проверочные работы; использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной связи — веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.); индивидуальный и дифференцированный подходы; формирование общеучебных умений и навыков; учёт и использование межпредметных связей; перспективность и преемственность в работе; эффективное использование наглядности и технических средств обучения.
Орфографический навык представляет собой автоматизированные компоненты сознательной речевой деятельности.
ОтветитьУдалитьАвтоматизированность достигается длительными упражнениями.
Упражнения направлены: а) на формирование умения «видеть»
орфограмму в слове (на развитие орфографической зоркости);
б) на овладение операциями, обеспечивающими применение правила.
Виды орфографических упражнений:
- списывание;
- диктанты;
- орфографический разбор;
- свободное письмо (подбор собственных примеров, творческая письменная работа: изложение, сочинение);
- корректура текста (исправление ошибок)
(Яна,2А)
Анастасия Дерптова
ОтветитьУдалитьОценка – словесная характеристика результатов действий (за любое действие ученика).
Отметка – фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи).
Нормы оценок в начальной школе
Русский язык.
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
Удалить1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант
Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
Объём диктанта и текста для списывания
Класс
1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв.
1 класс
-
-
-
15 - 20 слов
2 класс
20 – 25 слов
25 – 30 слов
30 – 35 слов
35 – 40 слов
3 класс
40 – 45 слов
45 – 50 слов
50 – 55 слов
55 – 65 слов
4 класс
60 – 65 слов
65 – 70 слов
70 – 75 слов
75 – 80 слов
Примечание:
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможности их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям учащихся, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (например, однородные члены предложения).
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Объём словарных диктантов
УдалитьКласс
1 полугодие
2 полугодие
2 класс
8 слов
10 слов
3 класс
10 слов
12 слов
4 класс
12 слов
15 слов
Примечание: контрольный словарный диктант проводится 1 раз в 2 недели в тетрадях для контрольных работ.
Объём изложений
Объём текстов изложений должен быть на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов.
Примерный объём текстов:
Класс
1 четв.
2 четв.
3 четв.
4 четв.
2 класс
35 – 45 слов
40 – 50 слов
45 – 55 слов
50 – 60 слов
3 класс
55 – 65 слов
60 – 70 слов
65 – 75 слов
70 – 80 слов
4 класс
75 – 85 слов
80 – 90 слов
85 – 95 слов
90 – 100 слов
Примечание:
На проведение изложения рекомендуется отводить не менее одного часа. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п. В качестве контрольных проводятся: одно изложение в конце II-III классов и два изложения в IV классе.
Объём сочинений
Примерный объём сочинений:
Класс
Количество предложений
Количество слов
3 класс
9 – 10 предложений
50 – 60 слов
4 класс
11 – 12 предложений
70 – 80 слов
Примечание:
На проведение сочинения рекомендуется отводить не менее одного часа. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Объём прочитанного на оценку по чтению
Оценка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика.
Объём прочитанного на оценку должен быть не менее:
во 2 классе - ¼ страницы;
в 3 классе - 1/3 страницы;
в 4 классе - ½ страницы учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо её мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умения работать с текстом.
Объём для заучивания наизусть
1. Программа В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой:
2 класс – 8-10 стихотворений по рекомендации учителя или по выбору ученика;
3 класс - 10-12 стихотворений по рекомендации учителя или по выбору ученика;
4 класс - не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы.
2. Программа Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова (под общей редакцией Н.Ф. Виноградовой):
1 класс - 2-3 стихотворения и 1-2 отрывка из прозаического произведения;
2 класс - 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;
3 класс - 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
4 класс – не менее 20 стихотворений и 6 отрывков из прозы.
3. Программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой:
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в книгу для чтения, а также небольшие (от 3-4 во 2-х классах и до 7-8 предложений в 3-4-х классах) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя. Если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из двух-трёх стихотворений по собственному выбору.
4. Программа системы Л.В. Занкова:
2 класс – по выбору ученика 10-12 стихотворений разных авторов, прочитанных в классе;
3 класс – по выбору ученика 12-15 стихотворений из тех, которые читали в классе, или вне программы;
4 класс – по выбору ученика 15 стихотворений из тех, которые читали в классе, или вне программы.
Темп чтения вслух (программные требования)
ОтветитьУдалитьАвтор программы
Полугодие
Количество слов в минуту
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.
1 полугодие
2 полугодие
15 – 20
25 – 30
35 – 45
50 – 60
60 – 70
70 – 75
75 – 80
80 – 90
Бунеев Р.Н.,
Бунеева Е.В.
1 полугодие
2 полугодие
15 – 20
30 – 40
40 – 50
55 – 60
60 – 70
75 – 80
80 – 90
90 – 100
Ефросинина Л.А.,
Оморокова М.И.
1 полугодие
2 полугодие
15 – 20
30 – 40
40 – 50
50 – 55
55 – 60
60 – 70
70 – 80
80 – 90
Свиридова В.Ю.,
Чуракова Н.А.
1 полугодие
2 полугодие
20 – 30
40 – 50
50 – 60
60 – 70
70 – 80
80 – 90
90 – 100
100 - 120
Темп чтения про себя (программные требования)
Автор программы
Полугодие
Количество слов в минуту
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.
1 полугодие
2 полугодие
20 – 30
30 – 40
45 – 55
60 – 70
70 – 80
80 – 85
85 – 90
90 – 100
Бунеев Р.Н.,
Бунеева Е.В.
1 полугодие
2 полугодие
25 – 30
40 – 50
50 – 60
65 – 70
80 – 90
95 – 100
110 – 120
130 – 140
Ефросинина Л.А.,
Оморокова М.И.
1 полугодие
2 полугодие
25 – 30
40 – 50
55 – 65
70 – 75
75 – 80
80 – 85
90 – 100
100 – 120
Свиридова В.Ю.,
Чуракова Н.А.
1 полугодие
2 полугодие
30 – 40
50 – 60
60 – 70
70 – 80
80 – 90
90 – 100
100 – 120
120 – 150
Примечание:
Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год: в начале учебного года (10-15 сентября); в конце 1 полугодия (20-25 декабря); в конце учебного года (10-15 мая).
Если чтение проверяется в начале учебного года (10-15 сентября), то показатель скорости чтения должен соответствовать показателю, достигнутому учеником к концу предыдущего класса. Три точки отсчёта дадут возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения в течение года.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности:
• в 1-м классе чтение выступает объектом усвоения;
• во 2-4-х классах чтение постепенно становится общеучебным умением.
В связи с этим в 1-м классе основное учебное время занимает чтение вслух, во 2-4-х классах увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в 1-м классе и до 80-85% в 4-м классе).
К орфографическим ошибкам относятся:
ОтветитьУдалить1. Нарушение правил написания гласных и мягкого знака после
шипящих и Ц: шырокий, жыр, ещо, делаеш.
2. Искажение написания значащих частей слова, а именно: основы,
корня, приставки, суффикса и окончания: пригаваривать, деректор, песталет,
варота, глоза.
3. Неправильное написание начальной формы слова: адютант,
шеснадцать и т.д.
4. Неправильный перенос слов: пос – тупить, соз – нание. Причиной
появления ошибок этой группы в письменной речи учащихся следует считать
незнание школьниками морфемной и словообразовательной структуры
перечисленных слов.
5. Нарушение правил о слитном, полуслитном и раздельном написании
слов: кним, гдето, немог и т.д. Здесь совершенно очевидно незнание
учащимися правил слитного и дефисного написания слов.
6. Неправильное написание сложных слов, особенно соединительных
гласных: параход, сталетие, пешоход и др.
7. Ошибки в написании строчных и прописных букв: наша родина. Такие
ошибки реже встречаются по сравнению с другими группами.
К речевым ошибкам относятся:
1. Неправильное употребление слова
2. Смешение паронимов
3. Употребление лишних слов
4. Нарушение лексическое сочетаемости
5. Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий
6. Тавтология
К грамматическим ошибкам относятся:
1. Ошибочное образование слова
2. Ошибки в построении сложного предложения
3. Смешение прямой и косвенной речи
4. Нарушение границ предложения
5. Ошибки в построении предложения с однородными членами
К пунктуационным ошибкам относятся:
1. Отсутствие знаков препинания при обращении
2. Отсутствие знаком препинания между частями сложного предложения
3. Лишние знаки препинания в конце предложения
4. Отсутствие знаков препинания в конце предложения или замена его смайлом
(Юлия 2А)
Сочинение – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.
ОтветитьУдалитьВиды сочинений:
1. сочинение-описание природы, картины, человека и т.д. Для сочинений-описаний характерен большой выбор выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений.
2. сочинение-повествование, в котором ученик должен логически верно изложить любой текст повествовательного характера, выдерживая нормы для всех частей: завязки, кульминации и развязки.
3. сочинение-рассуждение, считается самым сложным для написания, так как учащийся должен подобрать убедительные аргументы и сделать выводы к заданному тезису.
(Юлия 2А)
Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы как части слова. Словообразование изучает образование слов от др. слов с помощью определенных операций.
ОтветитьУдалитьЗадача уч-ля — создать оптимальные условия для осознания детьми взаимосвязи, существующей в языке м/у лекс-ким значением слова и его морфемным составом, целенаправленно руководить на этой основе уточнением словаря уч-ся. Ознакомление с основами словообр-ния способствует обогащению знаний шк-ков об окружающей их действительности. Осознание роли морфем в слове, а также семантического значения приставок и суффиксов содействует формир-нию у шк-ков точности речи. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формир-ния орфограф-ских навыков.
Все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскр-тся только в составе слова. Исходя из этого, изучение шк-ками корня, приставки, суффикса и окончания проводится во взаимодействии: вначале уч-ся знакомятся с сущностью всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообр-ной и орфографической сторон.1-ый этап — пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения.
Трудность представляет для 1-классников понимание семантической общности однокоренных слов, что, в свою очередь, связано с неумением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных. Поэтому специальному изучению морфемного состава слов предпосылаются наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава.
Наблюдения в I классе органически включаются в содержание изучаемого материала и потребность проведения этих наблюдений определяется часто необходимостью раскрыть смысл слова, объяснить его написание.
2-ой этап — ознакомление с однокоренными словами и морфемами. Основные учеб. задачи данного этапа:
- познакомить с особенностями корня, приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов,
- приступить к формированию понятия «однокоренные слова»,
- провести наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Формирование понятия «однокоренные слова» связано с усвоением их признаков: семантической и структурной общности, т.е. развитие у шк-ков умения соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав, выделяя общее.
Для того чтобы развить у мл. шк. умение распознавать однокор-ые слова по двум их существенным признакам, проводится противопоставление однокоренных слов и синонимов (например: смелый — смелость, но смелость — храбрость), а также противопоставление однокор-ных слов и слов, имеющих корни-омонимы (например: гора — горный — горняк, но гора — гореть).
Изучение однокор-ных слов включает наблюдения над единообразным написанием в них корня. Эти наблюдения создают основу для сознательного написания проверяемых безударных гласн., парных зв-х и глух. согл. в корнях слов.
Знания о единообразном написании корня в однокор-ных словах важны для формирования навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласн. в корне. Поэтому при ознакомлении уч-ся с написанием слов, кот-ые пишутся в соответствии с традиционным пр-пом, важно научить правильно писать не только то слово, кот-рое дано в словарике, но и всю группу родственных слов: мороз, заморозки, морозить и др.
3-ий этап — изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс). На 3-ем этапе системы изучения морфемного состава слов решаются следующие учебные задачи:
- формирование понятий: «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»,
- развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом,
- формирование навыка правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов, а также навыка слитного и графически верного написания приставок,
- развитие умения осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами.(Ш. Светлана 2 А)
ОтветитьУдалитьПредупредительные диктанты – в общей системе работы по формированию у учащихся орфографических умений и навыков упражнения по предупреждению ошибок занимают ведущее место.Они могут проводиться в двух вариантах: зрительные и слуховые.
Зрительные предупредительные диктанты дают возможность сочетать предварительный анализ орфограмм с глобальным зрительным восприятием слова. При разборе текста выделяются и разбираются слова со знакомыми орфограммами.
При проведении слуховых предупредительных диктантов учащиеся выделяют из продиктованного предложения трудные для написания слова.
Объяснительные диктанты – проводятся тогда, когда учащиеся уже справляются с анализом текста, находящегося перед их глазами, и умеют коллективно выделять орфограммы на слух
Сущность объяснительного диктанта заключается в том, что сначала учитель диктует предложение, учащиеся его записывают, а затем объясняют каждую орфограмму.
Выборочный диктант проводится подобно объяснительному, с той лишь разницей, что записи подлежат только слова с орфограммами, анализ которых является целью урока.
Самодиктанты. По своему характеру самодиктанты напоминают словарные диктанты. С точки зрения орфографического анализа этот вид диктантов является наиболее легким по сравнению с предыдущими. В самодиктантах слова для записи учителем не даются, учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, должны найти подходящее слово и записать его, применив изучаемую орфограмму.
Творческие диктанты используются не только в качестве формирования навыков правописания, но и как средство развития речи учащихся. При проведении этого вида диктантов школьники учатся правильно выражать свои мысли отдельными предложениями или связным текстом и орфографически грамотно передавать их на письме.
Контрольные диктанты предназначены прежде всего для проверки и учета знаний учащихся.
Контрольный диктант является самым напряженным видом работы для детей с нарушением интеллекта. Текст контрольного диктанта дважды читается учителем, затем выясняется понимание учащимися содержания прочитанного после чего учащиеся приступают к записи каждого диктуемого предложения. Учитель должен правильно орфоэпически читать текст, стараясь, чтобы учащиеся удерживали в памяти продиктованное предложение. После окончания диктанта текст еще раз прочитывается учителем для проверки учащимися своих диктантов.
Комментированное письмо. Важный и нужный вид работы, так как позволяет добиваться осознанного применения правил, тренирует быстроту реакции учащихся, активизирует слуховые, речедвигательные, моторные и зрительные анализаторы.
Катасонов 2А
Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Виды анализа и самоанализа урока
ОтветитьУдалить1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;
2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;
4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;
10 - комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока. Примерная схема структурного (поэтапного) анализа урока
1. Тип и структура урока:
· тип, структура урока, его место в системе уроков по теме;
· тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
· дозировка времени.
2. Содержание и методика повторения учебного материала:
· полнота и глубина проверки;
· методика повторения, дифференциация заданий;
· охват учащихся проверкой, занятость класса;
· объективность оценки, аргументация отметки.
3. Работа над новым учебным материалом:
· требования программы;
· научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного,
· соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.
4. Методы обучения:
· оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; целесообразность их применения;
· обоснованность применяемых методов;
· активизация познавательной деятельности учащихся;
· использование методов проблемного обучения;· сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
· самостоятельная работа учащихся;
· методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.
5. Усвоение нового материала:
· отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
· самостоятельная работа при закреплении;
· обратная связь — оценка ответов учащихся.
6. Задание на дом:
· объем, характер материала, его посильность;
· наличие и характер инструктажа;
· дифференцированность задания.
7. Характер деятельности учителя:
· уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;
· речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.
8. Результаты урока:
· подведение итога урока;
· выполнение намеченного плана урока.
Центральное понятие всей методики обучения русскому языку – это работа над словом. В настоящее время лексика является полноправным разделом в программе начальной школы. Лексика оперирует следующими понятиями: слово, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Последнее понятие представлено не во всех программах и вводится на ознакомительном уровне. Материал по-разному представлен в УМК для начальной школы. Наиболее полно курс «Лексика» представлен в УМК Иванова, причем дан академически, традиционно. Кстати, в данном учебнике вводится понятие «заимствованных» и «исконно русских слов». Тематический план в УМК Иванова носит универсальный характер.
ОтветитьУдалить1. Слово и его значение. 2. Сочетаемость слов. 3. Слова однозначные и многозначные. 4. Синонимы и их использование в речи.
5. Антонимы. 6. Омонимы
В УМК Рамзаевой раздел «Лексика» специально не представлен. Отдельные темы вводятся в ознакомительном порядке при изучении морфологии, например, антонимы изучаются при работе над прилагательными: см. 3 класс, с 179 «Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу».
В УМК Соловейчик при изучении лексики внимание уделяется использованию синонимов, антонимов и омонимов в речи, то есть рассматривается функциональный, практический аспект.
Цели и задачи работы
1)формирование понятий «слово, лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы»; Что означает сформировать понятие?обогащение словаря учащихся: понимание смысла слова и умение употреблять его в речи, знание особенностей его употребления, сочетаемости;умение подбирать синонимы и антонимы, находить в текстах синонимы, антонимы, омонимы;объяснять роль данных слов в художественных текстах (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова как художественный прием).
На достижение поставленных целей направлена система упражнений. Умение – это способ практического владения знанием, проявляющийся в конкретных действиях в процессе выполнения упражнений.
Таким образом, задача учителя – отбор дидактического материала, подбор системы упражнений, при выполнении которых формируются понятия, указанные в теме урока. Все многообразие упражнений можно свести к нескольким стандартным, их обычно называют приемы и методы работы над понятиями. С выполнения системы упражнений начинается этап закрепления. Приемы работы:
1) посмотри значение слова в словаре (очень часто представлен в учебнике Чураковой: Найди в Толковом словаре слово азбука, боец, страж, смелый);
2) рассказ учителя о значении данного слова;
3) как вы понимаете значение данного слова, обращаясь к ученикам;
4) найти в тексте и подчеркнуть синонимы, антонимы, омонимы;
5) подобрать синонимы, антонимы, омонимы (выбрать из скобок, заменить собственными)
6) придумать предложения и словосочетания7) Объяснить роль данного слова в тексте. В этом случае вопрос ставится так: «Подумайте, почему автор выбирает именно это слово»? На ель ворона взгромоздясь… В таких словах отражается эмоционально-психологическое состояние героя.
Последнее упражнение является наиболее трудным.
Есть еще нестандартные, игровые упражнения, которые учат аргументировать собственную точку зрения. Например:
Найдите лишнее выражение: тяжелый день, грустный дождик, горячее сердце, веселый мяч, зеленая трава.
В тексте нужно избежать повторов, то есть заменить повторяющиеся слова синонимами:
На опушке леса показался медведь. …подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг … застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.
Задание 1. Из учебников для начальной школы выберите наиболее оптимальные упражнения.
Закрепление.
Задание 1. Найдите в предложениях омонимы, свой ответ обоснуйте. Задание 2. Из данных стихотворений выпиши слова-омонимы, ответ обоснуйте. Задание 3. По словарю определи значение слов, составьте предложения со словами.
Иногда в учебниках знакомят в омографами и омоформами.
ЦАРЕВА 2А
В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.
ОтветитьУдалитьК традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.В процессе обучения по УМК "Школа 2100" в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.
"Начальная школа XXI века"
Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущейдля этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Красникова 2А
В настоящее время в Российской Федерации существуют традиционная и развивающие системы обучения.
ОтветитьУдалитьК традиционным относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа2000», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Традиционная программа «Школа России» существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.В процессе обучения по УМК "Школа 2100" в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.
"Начальная школа XXI века"
Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущейдля этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Красникова 2А
Памятка грамматических разборов
ОтветитьУдалить1. Фонетический разбор
•Сколько гласных букв, согласных букв, слогов, ударение в слове;
•Характеристика гласных звуков: ударный, безударный;
•Характеристика согласных звуков: по твердости-мягкости (указываем парный или непарный), по звонкости глухости (указываем парный или непарный);
Например:
Рис – 1 гласный, 2 согласных, 1 слог
Р - [р'] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный
И - [и] – гласный, ударный
С - [с] – согласный, твердый парный, глухой парный
______________
3б., 3 зв. [ р'ис ]
2. Морфемный разбор
План разбора:
1. Выпиши слово.
2. Измени слово (по числам, падежам, временам) и выдели изменяемую часть – окончание.
3. Укажи основу слова.
4. Путём подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
5. Определи и выдели часть перед корнем – приставку.
6. Определи и выдели часть после корня – суффикс.
7. Проверь, все ли части слова выделены.
3. Морфологический разбор
І. Начальная форма (вопрос)
ІІ. Постоянные (грамматические) признаки
ІІІ. Непостоянные (грамматические) признаки
ІV. Роль в предложении.
По траве – (по чему? где?), имя существительное
І. Начальная форма – что? трава
ІІ. Постоянные признаки – 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.
ІІІ. Непостоянные признаки – ед.ч., Д.П.
ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _
Кричит – (что делает?) глагол
І. Начальная форма – (что делать?) кричать
ІІ. Постоянные признаки – ІІ спр.
ІІІ. Непостоянные признаки – наст. вр., ед.ч., 3 лицо
ІV. ______________
По голубому (морю) – (по какому) имя прилагательное
І. Начальная форма – какой? голубой
ІІ. Постоянные признаки -
ІІІ. Непостоянные признаки – ср.р., ед.ч., Д.п.
ІV.
За мной – (за кем?) личное местоимение
І. Начальная форма - Я
ІІ. Постоянные признаки - 1 л., ед.ч.
ІІІ. Непостоянные признаки – Тв.п.
ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _
4. Синтаксический разбор
•По членам предложения;
•Указать части речи над каждым словом, кроме предлога , союза О, частицы
•Показать словосочетания, кроме грамматической основы, т.к. это не является словосочетанием ×
•Составить схему (развернутая) или пунктограмму
•Дать характеристику предложения
Простое
•по цели высказывания
•по интонации
•по наличию второстепенных членов
•по количеству грамматических основ
Сложное (составное)
•по цели высказывания
•по интонации
•по количеству грамматических основ
5. Пунктуационный разбор предложения
Устно охарактеризовать знаки препинания в предложении и составить пунктограмму. (свернутая схема)
Кокоткина 2А