воскресенье, 20 декабря 2015 г.

анализ лирического произведения


Схема анализа лирического произведения

http://us.cdn1.123rf.com/168nwm/frenta/frenta1010/frenta101000190/8065311-two-3d-puppets-with-books-and-loupe.jpg
  1. Название  стихотворения.
  2. Кем и когда написано стихотворение.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и т.д.).
  4. Центральная тема. Тематическая направленность (пейзажная, философская, любовная, гражданская лирика).
  5. Черты художественного направления, к которому относится произведение (романтизм, реализм, символизм и т.д.).
  6. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  7. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  8. Кто лирический герой, каково его настроение.
  9. Особенности построения: деление на части, главки, строфы; соединение образов, лейтмотивом.
  10. Средства поэтического языка: звуковая и ритмическая организация, Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения
  11. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания.
  12. Идея стихотворения.
 
 
Советы по работе со стихотворением:
- прочитай внимательно стихотворение (лучше вслух);
- ответь на вопросы: о чем стихотворение (что хотел сказать автор)?
- какие чувства стихотворение вызвало?
- прочитай стихотворение еще раз, проверяя, весь ли текст соответствует твоему представлению о нем (часто в стихотворениях передается смена чувств лирического героя, используется антитеза: приводятся суждения об образах-антиподах);
- подумай, для чего автор написал стихотворение именно так? В чем роль каждого элемента, тропа?
 
После этого приступай к работе по схеме.
- запиши сведения пунктов 1-3 – это обязательная информация и должна присутствовать в любом анализе произведения;
- если самостоятельного названия у стихотворения нет, то вместо него в кавычках указывается первый стих (первая строка) стихотворения с многоточием;
- выдели те пункты, которые связаны с особенностями стихотворения, отличают его от других произведений этого автора, других поэтов;
- анализ может быть сделан в виде схемы, но лучше, если будет написан как целостный текст.
 
ВАЖНО помнить, что анализ нужен не сам по себе, а для того, чтобы лучше понять произведение и наиболее точно передать свои суждения о нем.

Схема анализа лирического произведения (стихотворения)

1. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).

 Методические рекомендации студентам для анализа лирических произведений

Комментариев нет:

Отправить комментарий