среда, 19 сентября 2018 г.

Внимание студентам группы 1 Н!
Домашнее задание по уроку "Лексика и фразеология.Обобщение"
Тест по данной теме
  1. Теоретический вопрос. Продолжите определения.

Неологизмы – это…
Омонимы – это…
Фразеологизм – это…
Тавтология – это…
Лексика – это …
Паронимы – это…
Лексикон - это…
      Полисемия – это…
      Синонимы – это

2.Найдите ошибки, исправьте предложения.
1.      Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы дерева.
2.      В этом отделе находятся научные монографии по физике, математике, юриспруденции.
3.      Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис.
4.      Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности.
5.      Издавать они стали мало и плохо, журналы полетели быстренько в трубу.
6.      Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались.
7.      Районы засушливых земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости.
8.      На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно слоем гравия и утрамбовано.

3. Что обозначают следующие выражения:
  • играть первую скрипку
  • положа руку на сердце
  • толочь воду в ступе
  • класть зубы на полку
  • собаку съел 
4. Каким словарем надо воспользоваться, чтобы выбрать верный  вариант?
А. Орфоэпический словарь
Б. Фразеологический словарь
В. Словарь паронимов
Г. Словарь синонимов
Д. Толковый словарь

1.      надеть или одеть
2.      баловать или баловать
3.      естественный или натуральный
4.      спустив рукава или спустя рукава
5.      кредит или кредит

5.Выберите одно из слов, данных в скобках.

  1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент – абонемент).
  2. В этот день я услышал много (обидных – обидчивых) слов.
  3. Любой (поступок – проступок) заслуживает осуждения.
  4. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым – виновным) видом.
  5. Мама приготовила (сытый – сытный) завтрак.
  6. (Болотный – болотистый) ил является отличным удобрением.
  7. Все вокруг привлекательно: и (близкие – ближние) и (далекие – дальние) холмы.
  8. Давайте найдем в себе (скрытые – скрытные) резервы и доберемся до вершины.
  9. (Главную – заглавную) роль в фильме сыграла Татьяна Самойлова.
  10. (Командированный – командировочный) уже выполнил задание полностью.  
6.Значение «говорить общеизвестные истины» имеют выражения
         А) ломиться в открытую дверь
            Б) изобретать велосипед
            В) открывать Америку
            Г) нести околесицу
            Д) вешать лапшу на уши
7.В каких словосочетаниях нет ошибок?
         А) подвергать обстрелу
            Б) перебирать из пустого в порожнее
            В) вступить в борьбу
            Г) подвернуться под рукой
            Д) принимать действия против врага

8.Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.

1.      Современный Дон Кихот
2.      Дон Жуан
3.      Троянский конь
4.      Вернуться к своим пенатам
5.      Настоящий Квазимодо
6.      Петь дифирамбы
7.      Гордиев узел
8.      Вылитый Плюшкин
9.      Синий чулок
10.  Перейти Рубикон
11.  Биться как рыба об лед
12.  Терять голову
13.  Держать камень за пазухой
14.  Тришкин кафтан
15.  Прокрустово ложе


А. Сложное, запутанное дело
Б. Добрый, бескорыстный человек
В. Уродливый, безобразный
Г. Восхвалять, прославлять
Д. Коварные дары, несущие гибель
Е. Вернуться в родной дом
Ж. Ловелас, распутник, волокита
З. Совершить решительный поступок
И. Бесполезная попытка поправить дела
К. Мерка, под которую подгоняют
Л. Бесполезно добиваться чего-либо
М. Ничего не интересует, кроме книг
Н. Таить зло
О. Скряга, жадина
П. Совершать необдуманные поступки

Текст для лексического разбора

Кругом вас блестящее уже на утреннем солнце море, впереди — старый матрос в верблюжьем пальто и молодой белоголовый мальчик, которые молча усердно работают веслами. Вы смотрите и на полосатые громады кораблей, близко и далеко рассыпанных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движущихся по блестящей лазури, и на красивые светлые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, виднеющиеся на той стороне, и на пенящуюся белую линию бона и затопленных кораблей, от которых кой-где грустно торчат черные концы мачт, и на далекий неприятельский флот, маячащий на хрустальном горизонте моря, и на пенящиеся струи, в которых прыгают соляные пузырики, поднимаемые веслами; вы слушаете равномерные звуки ударов весел, звуки голосов, по воде долетающих до вас, и величественные звуки стрельбы, которая, как вам кажется, усиливается в Севастополе.Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...— Ваше благородие! прямо под Кистентина 1 держите, — скажет вам старик матрос, оборотясь назад, чтобы поверить направление, которое вы даете лодке, — вправо руля.— А на нем пушки-то еще все, — заметит беловолосый парень, проходя мимо корабля и разглядывая его.— А то как же: он новый, на нем Корнилов жил, — заметит старик, тоже взглядывая на корабль.— Вишь ты, где разорвало! — скажет мальчик после долгого молчания, взглядывая на белое облачко расходящегося дыма, вдруг появившегося высоко над Южной бухтой и сопровождаемого резким звуком разрыва бомбы.— Это он с новой батареи нынче палит, — прибавит старик, равнодушно поплевывая на руку. — Ну, навались, Мишка, баркас перегоним. — И ваш ялик быстрее подвигается вперед по широкой зыби бухты, действительно перегоняет тяжелый баркас, на котором навалены какие-то кули и неровно гребут неловкие солдаты, и пристает между множеством причаленных всякого рода лодок к Графской пристани.На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий, и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные ко́злы; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками; кой-где проедут казак и офицер верхом, генерал на дрожках. Направо улица загорожена баррикадой, на которой в амбразурах стоят какие-то маленькие пушки, и около них сидит матрос, покуривая трубочку. Налево красивый дом с римскими цифрами на фронтоне, под которым стоят солдаты и окровавленные носилки, — везде вы видите неприятные следы военного лагеря. Первое впечатление ваше непременно самое неприятное; странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком; вам даже покажется, что все перепуганы, суетятся, не знают, что делать. Но вглядитесь ближе в лица этих людей, движущихся вокруг вас, и вы поймете совсем другое. Посмотрите хоть на этого фурштатского солдатика, который ведет поить какую-то гнедую тройку и так спокойно мурлыкает себе что-то под нос, что, очевидно, он не заблудится в этой разнородной толпе, которой для него и не существует, но что он исполняет свое дело, какое бы оно ни было — поить лошадей или таскать орудия, — так же спокойно, и самоуверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске. То же выражение читаете вы и на лице этого офицера, который в безукоризненно белых перчатках проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания, и в лице этой девицы, которая, боясь замочить свое розовое платье, по камешкам перепрыгивает чрез улицу.
План анализа

  1. Объяснение значений выделенных слов (с использованием словарей)
  2. Подбор к выделенным словам синонимов, антонимов. Почему из ряда синонимов в тексте используется именно это слово?
  3. Нахождение многозначных слов, определение их значения, доказательство многозначности.
  4. Нахождение в тексте (если есть) синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, стилистически окрашенных слов. Определение их роли в тексте.
  5. Нахождение в тексте заимствованных слов, диалектизмов, профессионализмов, архаизмов, фразеологизмов. Объяснение их значение.
Тема исследовательской работы
"Литературные источники фразеологизмов"

Комментариев нет:

Отправить комментарий