Примерная структура каждого типа урока
по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по
его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2Структура урока комплексного применения
знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и
коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в
новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по
его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и
умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и
коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого
решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по
его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и
обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне
(переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование
выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка
уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или
степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для
каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного
контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от
вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений
и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и
навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их
устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель
планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по
его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по
его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура урока
ОНЗ.
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной
деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.
3. Выявление места и причины затруднения–2-3
мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6
мин.
5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.
6. Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи – 4-5 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону – 4-5 мин.
8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5
мин.
9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.
Способность
учащихся к усвоению:
1-4 мин. – 60 % информации
5 - 23 мин. – 80 % информации
24 -34 мин. – 50 % информации
35 -45 мин. – 6 % информации
Какжепостроитьурок, чтобыреализоватьтребованияСтандартоввторогопоколения?
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими
должны быть критерии результативности урока.Мо
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от
учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять
рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание,
находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы
обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся
ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает
репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и
творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и
самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной
деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми
учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого
ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи
урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником,
собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают
атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие
«учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Типы уроков
|
||
|
Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:
- обсуждение типовых ошибок;
- проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:
- выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;
- провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.
- зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
8.Этап решения заданий творческого уровня;
Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
- выполняют задания на подготовку к изучению следующие тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
- проговаривают механизм деятельности по контролю;
- анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
- называют способы действий, вызвавшие затруднение;
- фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
- оценивают полученные результаты собственной деятельности;
- при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);
- намечают цели последующей деятельности.
Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1.предъявление контролируемого варианта;
2.наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3.сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
4.оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1.написание учащимися варианта контрольной работы;
2.сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3.оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Учителю следует обратить внимание на следующее:
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
В типологию уроков можно включить урок-исследование (урок творчества). Он позволил бы учителю сделать плавный переход от урочной деятельности к внеурочной, использовать видоизменение урока через включение игры, игровой деятельности, заключение урока в игровую оболочку. Использование различных видов уроков расширяет возможности использования системно-деятельностного подхода в образовании.
5тип урока – урок – исследования (урок творчества)
Структура урока-исследования может быть следующей:
I. Актуализация знаний.
1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
II. Операционно-исполнительский этап.
2.1. Постановка проблемы:
а) создание проблемной ситуации;
б) постановка проблемы исследования;
2.2. Определите темы исследования.
2.3. Формулирование цели исследования.
2.4. Выдвижение гипотезы.
2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.
2.6. Составление плана исследования.
2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
III. Оценочно-рефлексивный этап
3.1. Интерпретация полученных данных.
3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.
3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.
3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.
IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.
Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к уроку.
как содержание и методика ведения урока
способствуют осознанному и глубокому усвоению материала, способствуют
развитию учащихся.
1. Организация урока:
Анализ
урока русского языка в начальной школе
1. Организация урока:
настройка учащихся на работу;
наличие различных форм работы на уроке;
тип и виды работы;
оборудование урока;
организация рабочего места учителя и ученика;
время, отведенное на устную и письменную работу на уроке, что преобладает.
2. Цель посещения урока:
как в процессе обучения русского языка органически сочетается обучение и воспитание с развитием познавательных интересов учащихся.
3. Содержание урока:
в какой мере материал урока отражает задачи изучения русского языка младшими школьниками
как ведется на уроке работа по всем четырем разделам программы (звуки и буквы, слово, предложение, связная речь)
как ведется работа над языковыми явлениями:
звуко – буквенный анализ слов;
произношение и упражнение в правописании;
слово и его значение;
предложение.
4. Какие виды самостоятельной работы преобладают на уроке:
использование упражнений учебника;
работа с деформированным текстом;
списывание с анализом;
составление предложений (изложение, сочинение);
прочие.
5. Лексическая работа:
многозначность слова;
подбор синонимов, антонимов;
логические упражнения.
6. Слуховое письмо:
выработка орфографической зоркости;
выдерживается ли объем письма;
навыки каллиграфического письма учащихся..
7. Каков характер и объем домашнего задания
8. Итог урока:
как содержание и методика урока способствуют развитию личности учащихся;
резерв познаний и резерв познавательных интересов учащихся.
настройка учащихся на работу;
наличие различных форм работы на уроке;
тип и виды работы;
оборудование урока;
организация рабочего места учителя и ученика;
время, отведенное на устную и письменную работу на уроке, что преобладает.
2. Цель посещения урока:
как в процессе обучения русского языка органически сочетается обучение и воспитание с развитием познавательных интересов учащихся.
3. Содержание урока:
в какой мере материал урока отражает задачи изучения русского языка младшими школьниками
как ведется на уроке работа по всем четырем разделам программы (звуки и буквы, слово, предложение, связная речь)
как ведется работа над языковыми явлениями:
звуко – буквенный анализ слов;
произношение и упражнение в правописании;
слово и его значение;
предложение.
4. Какие виды самостоятельной работы преобладают на уроке:
использование упражнений учебника;
работа с деформированным текстом;
списывание с анализом;
составление предложений (изложение, сочинение);
прочие.
5. Лексическая работа:
многозначность слова;
подбор синонимов, антонимов;
логические упражнения.
6. Слуховое письмо:
выработка орфографической зоркости;
выдерживается ли объем письма;
навыки каллиграфического письма учащихся..
7. Каков характер и объем домашнего задания
8. Итог урока:
как содержание и методика урока способствуют развитию личности учащихся;
резерв познаний и резерв познавательных интересов учащихся.
2. Тип урока (вводный, усвоения, формирования
и закрепления, обобщения, контроля и учёта знаний и умений,
комбинированный урок или иной тип занятия) и его место
в системе уроков по данной теме.
4. Задачи урока: общие задачи, задачи разных этапов
урока, задачи по осуществлению ранжирования и структурирования урока
и др.
5. Этапы урока: организационный, подготовка
к восприятию, усвоение материала, его систематизация, корректировки,
информация и др.
6. Условия проведения и обеспечение урока:
материально-техническая база кабинета; рабочее место учителя, учащихся;
обеспеченность реактивами, оборудованием, таблицами, схемами; научно-методическое
обеспечение кадрами (лаборант).
7. Содержание урока: логичность структуры урока;
отражение через содержание учебного материала основных идей курса; выделение
опорных, новых знаний, способов деятельности; соответствие содержания целям, задачам,
уровню подготовки учащихся.
8. Деятельность учителя на уроке:
– позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющей групповым взаимодействием учащихся;
– методы педагогической деятельности: опора на экспериментально – исследовательские формы работы; мотивация при постановке целей, задач и их реализации;
учёт уровня подготовки и психологических особенностей учащихся, культура речи и самоориентация педагога.
– позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющей групповым взаимодействием учащихся;
– методы педагогической деятельности: опора на экспериментально – исследовательские формы работы; мотивация при постановке целей, задач и их реализации;
учёт уровня подготовки и психологических особенностей учащихся, культура речи и самоориентация педагога.
9. Деятельность на уроке:
– тип деятельности (познавательная, учебная, игровая);
– формы организации деятельности;
– принципы формирования учебных групп;
– формы взаимодействия учащихся, самоуправление познавательной, учебной, игровой деятельностью.
– тип деятельности (познавательная, учебная, игровая);
– формы организации деятельности;
– принципы формирования учебных групп;
– формы взаимодействия учащихся, самоуправление познавательной, учебной, игровой деятельностью.
10. Формы контроля и оценки результатов
учебно-воспитательного процесса:
– типы и методы контроля (индивидуальный, фронтальный, групповой; устный, письменный; практическая работа, практикум; графические, тестовые задания);
– дифференциация, индивидуализация контроля;
– создание психологических условий при контроле;
– рациональность форм контроля;
– диагностика результатов;
– формы самоконтроля, самоанализа и самооценки.
– типы и методы контроля (индивидуальный, фронтальный, групповой; устный, письменный; практическая работа, практикум; графические, тестовые задания);
– дифференциация, индивидуализация контроля;
– создание психологических условий при контроле;
– рациональность форм контроля;
– диагностика результатов;
– формы самоконтроля, самоанализа и самооценки.
11. Домашнее задание:
– характеристика домашнего задания;
– объём домашнего задания;
– обеспечение связи домашнего задания с содержанием настоящего, будущего урока, с уровнем подготовки, интересами учащихся.
– характеристика домашнего задания;
– объём домашнего задания;
– обеспечение связи домашнего задания с содержанием настоящего, будущего урока, с уровнем подготовки, интересами учащихся.
12. Результаты учебно – воспитательного
процесса: достигнуты ли цели урока; выделены ли ведущие идеи, законы,
закономерности, понятия; осуществлены ли межпредметные связи; реалистичны
ли требования к уровню знаний, умений учащихся; проведена ли диагностика
результатов.
1. Какие цели учебные, воспитательные и развивающие задачи были поставлены мною в поурочном плане и перед учащимися.
2. Что главное в содержании программного материала отобрано мною на данный урок в соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами (основные законы, понятия, факты, межпредметные связи и т.д.).
2. Какие методы, приёмы, организационные формы применены мною на уроке для достижения цели? Как учтены возможности школы и кабинета (наличие наглядного и раздаточного материала, ТСО, телепередач, кинофильмов, диафильмов и т.д.).
3. Насколько оптимально были учтены особенности класса и индивидуальные особенности учащихся при планировании урока и индивидуальной работы.
4. Как предвидел ход урока, его результат? Осуществлены ли мои намерения?
5. Какие затруднения возникли у класса и отдельных учащихся и почему?
6. Смог ли я их преодолеть?
7. Какие возможности урока не были использованы? Что и как я планирую использовать на следующих уроках по данной теме?
Самоанализ урока
1. Какие цели учебные, воспитательные и развивающие задачи были поставлены мною в поурочном плане и перед учащимися.
2. Что главное в содержании программного материала отобрано мною на данный урок в соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами (основные законы, понятия, факты, межпредметные связи и т.д.).
2. Какие методы, приёмы, организационные формы применены мною на уроке для достижения цели? Как учтены возможности школы и кабинета (наличие наглядного и раздаточного материала, ТСО, телепередач, кинофильмов, диафильмов и т.д.).
3. Насколько оптимально были учтены особенности класса и индивидуальные особенности учащихся при планировании урока и индивидуальной работы.
4. Как предвидел ход урока, его результат? Осуществлены ли мои намерения?
5. Какие затруднения возникли у класса и отдельных учащихся и почему?
6. Смог ли я их преодолеть?
7. Какие возможности урока не были использованы? Что и как я планирую использовать на следующих уроках по данной теме?
Самоанализ урока
1. Воспроизведите этапы урока, дайте оценку элементам
урока, их последовательности и насыщенности. Удалось
ли осуществить намеченный план урока? В какой мере? Насколько
качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли учащиеся
материал?
2. Какие проблемы были поставлены перед школьниками,
привлекала ли сама постановка проблемы внимание ребят? Как была
организована моя деятельность на уроке и деятельность учащихся?
3. Какие элементы урока были самыми удачными? Удалось
ли увлечь учащихся, заинтересовать их? Чем и как?
Что нового, неожиданного в материале, в способе его подачи
было для учащихся? Какие открытия были на уроке?
4. Кто работал интенсивнее – я или ученики?
Были ли активны ученики в ходе урока? Проявили ли инициативу?
Что можно было бы улучшить в организации урока,
в содержании и методах работы?
5. Оцените комфортность работы учеников на базе
урока. Трудно ли было им усваивать новый материал? Как вели себя
учащиеся на уроке?
6. Каков был в целом климат на уроке?
Что не удалось реализовать? Что необходимо исправить и как?
МОЁ РАСПИСАНИЕ УРОКОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий