понедельник, 23 ноября 2015 г.

Формирование коммуникативных компетенций будущих учителей начальных классов на уроках лингвистического цикла в педагогическом колледже

                                                                                                         Единственная
 настоящая роскошь-
это роскошь
 человеческого общения.
                                                                           Антуан де Сент-Экзюпери




Одна из проблем, с которой современные студенты  сталкиваются в реальной жизни, заключается в неспособности устанавливать и поддерживать личные и деловые взаимоотношения, содействующие личностному и профессиональному развитию, неумении ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, неумении выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру. Наблюдения и анализ показывают, что главная причина несформированной готовности студентов общаться и устанавливать эффективные деловые взаимоотношения с окружающими людьми обусловлена недостаточно развитой коммуникативной компетентностью.


Коммуникативная компетенция – это один из главных критериев оценки  профессионального мастерства педагога, представляет собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта во всех сферах и ситуациях человеческой деятельности: социально-культурной, учебной, профессиональной, научной.Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека,

В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:
- способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде ;
- умение вести устное, письменное общение, диалог, монолог;
- знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета, деловой  переписки; делопроизводства, иноязычного общения.
- умение вступать в общение, быть понятым;
- способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов;
- владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности.
Формирование и совершенствование коммуникативной компетентности происходит в формировании всех ее составляющих:
- речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение);
- дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);
- языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
- социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны);
- компенсаторной компетенции (умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации);
- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других сферах знаний).
Существует три  уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов, учет которых позволяет осуществить дифференцированный подход при организации учебного процесса:

Высокий уровень:
Студент легко входит в любую роль - исполнителя, координатора, участника при организации групповой формы работы на занятии, гибко реагирует на изменение ситуации, проявляет высокий уровень коммуникативного контроля за своим поведением, умеет выслушать точку зрения собеседника, при необходимости аргументировано доказывает свою, свободно владеет средствами вербального общения; групповая форма работы, как правило, имеет положительные результаты, соответствует обозначенным критериям оценки.
Средний уровень:
Студент испытывает затруднения в измененной ролевой ситуации общения, выборе вербальных средств общения, проявляет средний коммуникативный контроль по отношению к участникам деятельности, недостаточно аргументирует собственную точку зрения, результат групповой формы работы соответствует большинству критериев.
Низкий уровень:
Студент использует стереотипные способы коммуникации, не учитывает изменившиеся условия деятельности и ролевую ситуацию, затрудняется в использовании вербальных средств, иногда заменяет их невербальными, проявляет низкий уровень коммуникативного контроля, не умеет аргументировать собственную точку зрения и учитывать мнение других; результат групповой формы работы не соответствует большинству критериев.
К сожалению, не все наши студенты, даже выпускники, обладают высоким уровнем сформированности коммуникативной компетенции, хотя именно для них, она является ключевой, поэтому ее формированию в процессе профессиональной подготовки следует уделять пристальное внимание.

Для эффективной работы по формированию данной компетенции предлагаются следующие методические рекомендации:
1.Применение современных образовательных технологий (Информационные   технологии, технология развития критического мышления, исследовательская деятельность, проектные технологии, блочное обучение, технология решения изобретательских задач(«Удивляет!» Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.  «Лови ошибку!» Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав), технологии контекстного обучения,(Лекции-беседы, интерактивное обучение,деловые имитационные игры,анализ конкретной ситуации,учебный эксперимент),технологии личностно-ориентированного обучения.
2.Выполнение коммуникативно-ориентированных заданий
(выделение главных мыслей текста, прогнозирование, диалог с текстом, включение воображения, работа над сочинением, драматизация, словесное рисование).
3.Использование методов устной компетенции
-все формы учебного диалога;
-доклады и сообщения;
-ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
-учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
-обсуждения, дискуссии, диспуты;
-выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
-выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах..;
-вовлечение учащихся в работу театральных студий.
4.Использование методов письменной компетенции
-ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
-учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
-телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
-подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
-рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
5.Проведение социально-психологических  тренингов (по тренировке в применении приемов активного слушания в различных жизненных ситуациях; по расширению практических навыков в разрешении конфликтов).


Именно эти приемы, по мнению психологов и педагогов, помогут достичь следующих образовательных результатов
 - повышение интереса к  языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
žпрочное и неформальное усвоение знаний, улучшение результативности обучения;
- развитие исследовательской  и проектной работы, создание презентации;
 - активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Все вместе это приведет к высокому уровню сформированности коммуникативной компетенции, что даст нам возможность обеспечить выпускникам успешную социализацию, адаптацию и самореализацию  в современных условиях жизни.

Скачать презентацию можно здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий