Схема
анализа лирического произведения
Советы
по работе со стихотворением:
- прочитай внимательно
стихотворение (лучше вслух);
- ответь на вопросы: о чем
стихотворение (что хотел сказать автор)?
- какие чувства стихотворение
вызвало?
- прочитай стихотворение еще раз,
проверяя, весь ли текст соответствует твоему представлению о нем (часто в
стихотворениях передается смена чувств лирического героя, используется антитеза: приводятся суждения об
образах-антиподах);
После этого приступай к работе
по схеме.
- запиши сведения пунктов 1-3 –
это обязательная информация и должна присутствовать в любом анализе
произведения;
- если самостоятельного
названия у стихотворения нет, то вместо него в кавычках указывается первый
стих (первая строка) стихотворения с многоточием;
- выдели те пункты, которые
связаны с особенностями стихотворения, отличают его от других произведений
этого автора, других поэтов;
- анализ может быть сделан в
виде схемы, но лучше, если будет написан как целостный текст.
ВАЖНО помнить, что анализ нужен
не сам по себе, а для того, чтобы лучше понять произведение и наиболее точно
передать свои суждения о нем.
|
Схема
анализа лирического произведения (стихотворения)
1.
Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть
адресат).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).
2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?).
6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении:
• фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т.д.);
• лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т.д.);
• синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др.)
7. Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т.д.).
8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий