1. Определить
тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем;
пафос, с которым произведение написано;
2. Показать
взаимосвязь сюжета и композиции;
3. Рассмотреть
субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы
создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;
4. Выяснить
авторское отношение к теме, идее и героям произведения;
5. Определить
особенности функционирования в данном произведении литературы
изобразительно-выразительных средств языка;
6. Определить
особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание: по этой схеме
можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить
также:
1.
Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
2. Развернутое
обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков
и переживаний.
3. Развернутое
обоснование выводов.
Приступая к
анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить
внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания
данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия
исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в
виду
• литературные
направления эпохи;
• место данного
произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
• творческая
история произведения;
• оценка
произведения в критике;
• своеобразие
восприятия данного произведения современниками писателя;
• оценка
произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует
обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его
содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел
сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).
Концептуальный
уровень художественного произведения
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)
Тема - это то, о чем
идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая
автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те
типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении.
Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название?
Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика
произведения.
Проблема - это та сторона
жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить
основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема
внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и
крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...).
Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить
дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)
Идея - что хотел
сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым
она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и
дополнительных - или указание на возможный путь решения.)
Пафос -
эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся
большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий,
возвышающий...).
Комментариев нет:
Отправить комментарий