суббота, 18 мая 2019 г.

Принципы русской орфографии

Здравствуйте, дорогие читатели блога «Мята»! Мы со вторым курсом начали изучать один из самых сложных разделов русского языка –орфографию. Это натолкнуло меня на мысль о написании тематического поста.
   Писать грамотно – задача трудная, ведь для этого нужно овладеть целым сводом разнообразных правил, если, конечно, вы, по счастливой случайности, не обладаете природным даром безошибочного письма.

   Итак, Орфография – это раздел науки о языке, регулирующий написание слов.
Состоит из пяти разделов:
1)   передача буквами слов, которые мы произносим;
2)   слитные, раздельные и дефисные написания слов;
3)   употребление прописных и строчных букв;
4)   перенос слов с одной строки на другую;
5)   графические сокращения слов.
И строится на нескольких принципах.Основным из них являетсяморфологический.  По подсчетам ученых-лингвистов, именно он регулирует около 96% написаний в русском языке.
   Благодаря этому принципу сохраняется единообразное написание одних и тех же морфем – значимых частей слова, каждая из которых обладает значением, грамматическими свойствами.

А вы, дорогие читатели, помните, какие морфемы есть в русском языке? Пишите в комментариях…

   Например, в словах  во´дыводи´цаводяно´й, мы выделяем корень  -вод-, который, несмотря на разницу в произношении в каждом случае, пишется в этих словах одинаково, потому что указывает на принадлежность понятия в той или иной степени к водной стихии.
   В словах ве´ткой и молво´й  окончание  -ой- произносится по-разному, но поскольку оно указывает, что перед нами существительное женского рода, единственного числа, 1 склонения, то пишется оно и в первом, и во втором случае сходно.
   Это касается и приставок, и суффиксов.
  Конечно, нередко встречаются моменты, которые, на первый взгляд, не укладываются в идею морфологического принципа, однако тут необходимо брать во внимание и другие, не менее важные аспекты. Скажем, в словах тушенкаи душонка, суффиксы пишутся по-разному, но не потому, что это оплошность учёных, допустивших когда-то ошибку, а потому, что связано это со словообразовательными процессами, происходящими в языке. «Душонка» образовалась от слова душа с помощью суффикса   -онк-, а  «тушенка» - от слова тушеный с помощью суффикса  -к-.
  Еще одним интересным примером, часто встречающимся в разнообразных источниках, может послужить правописание слов рассердиться и рассориться. Эти глаголы образовались путем прибавления приставки рас-  к исходному слову. В первом случае, это было слово сердиться, и тут совершенно понятны причины написания удвоенной буквы с. Во втором случае, слово – ссориться позволяет сделать вывод о написании утроенной буквы с. Посмотрите: рас+ссориться. Но русский язык предусмотрел и такие случаи: существует только две степени долготы согласных. Если согласный долгий, то на письме он обозначается двумя буквами, а недолгий – одной. Других вариантов просто нет, поэтому в слове рассориться третья буква с была усечена. То же самое мы видим в слове ванная (ванна + суффикс прилагательных  -н- = ваннная)
  Итак, на морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила:
1. написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: во׳дный – вода׳ – водяно́й – наводне́ние ; в служебных морфемах: о׳т-мель и от-бо́й, мудр-е׳ц и ста́р-ец, на стол-е׳ и на сту́л-е).
2. написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук – лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок);
3. написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть);
4.написание приставок на согласный, исключая приставки на з (отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.);
5. употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать);
6. написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными (мостик – мост, но восьми – восьмой);
7. написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.).

  Наряду с морфологическим, в языке действует фонетический принцип. В соответствии с ним, слова и их части пишутся так, как произносятся. Ярким примером этому служит правописание  -з-/-с- на конце приставок. Правило, которое, я просто уверена, знают все, основано на фонетических процессах оглушения и озвончения согласных. Именно из-за этих фонетических процессов перед буквой, обозначающий глухой согласный звук, в приставке пишется  -с-, а перед буквой, обозначающий звонкий, –   -з-. Например, избить – испить.
Этот же принцип «работает» во время перехода первой корневой буквы и в букву ы после русскоязычных приставок на согласный: предЫстриярозЫгрышподЫскать.
Благодаря такой фонетической единице, как ударение, мы объясняем написание о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях: пирожо´к - замо´чек, кумачо´вый - кочево´й,  свечо´й - ту´чей.
На фонетическом принципе основаны следующие написания:
1. написание приставок, оканчивающихся на з (из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица);
2. написание буквы а в безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть – ро́здал, расписа׳ть – ро́спись, расска׳зывать – ро׳ссказни, рассы׳пать – ро׳ссыпь);

3. написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);
4. написание буквы о в суффиксах –онок –онка после шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);
5. написание букв о-е после шипящих в суффиксах и окончание (парчой, грошовый, ситцевый)
6. написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, птицын, Куницын и т. п.);
7. отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).
8. написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать; отверстие – ср.: отверзать; калач – ср.: коло и др.).
  
   Третий орфографический принцип – традиционный – регламентирует написание слов в тех случаях, когда орфограмму нужно запомнить. Это слова, правописание которых «застыло» в определенный исторический момент развития языка (когда еще существовало объяснение выбора той или иной буквы), да так и сохранилось до сегодняшнего дня.
Этим принципом регулируется:
1. написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.);
2. написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря – озарение – зори; загар – загорать – пригарь; прикосновение – касаться; поклон – наклониться – склонение; предложение – прилагать – полог; растение – росток – вырасти – выращенный; проскакать – подскочить – скачок; собирать – соберу; удирать – удеру; блестеть – блистать; отпереть – отпирать, расстелить – расстилать; вытереть – вытирать и др.);
3. написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІV века, а [ц] – до ХVІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др.
4. написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.);
5. написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий (сильного, синего, идущего и др.);
6. написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в форме изъявительного наклонения (идешь, смотришь, читаешь) и в формах повелительного наклонения (ешь, режь, намажь). Кроме того, по традиции пишется ь после шипящих на конце наречий, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж (лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежь и др.);
7. написание слов с непроверяемыми гласными в сочетаниях оро, оло (молоко, корова);
8. написание отдельных слов (рюкзак, асфальт, вокзал и др.).

Четвертый принцип принято называть смысловым, или дифференцирующим. Суть его заключается в зависимости значения слова от его правописания. Сравните, например, ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).
К числу дифференцирующих относятся следующие написания:
1. наличие или отсутствие буквы ь у слов с основой на шипящий (наличие ь у слов женского рода: дочь, печь, рожь, мощь; отсутствие ь у слов мужского рода: страж, марш, плащ);
2. написание букв о или ё для разграничения имен существительных и глагольных словоформ (ожог, поджог – имена существительные и ожёг, поджёг – глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);
3. написание некоторых корней с чередующимися гласными, выбор которых определяется семантикой слова (ср.: макать перо в чернила – вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) – выравненный (сделанный равным);
4. написание приставок пре-, при- также зависит от семантики слова (ср.: предать друга – придать форму, преемник (последователь) – приемник (аппарат));
5. написание окончаний –ом, -ым в форме творительного падежа единственного числа существительных на –ов, -ин, обозначающих фамилии людей и названия населенных пунктов (ср.: с Сергеем Борисовым – с городом Борисовом);
6. написание ъ, ь зависит от расположения этих букв в слове (ср.: подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный – воробьи, вьюнок, льётся, скамья, на скамье);
7. некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которых уточняются лексико-грамматические значения омонимичных слов (ср.: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей), оттого – наречие или часть союза, от того – местоимение с предлогом и т. п.).

Надеюсь, что этот пост поможет вам, дорогие читатели, не только вспомнить основные орфографические правила, но и понять, что русский язык – это все-таки упорядоченная система! Удачи в овладении русским языком!

 Ну и вопрос напоследок для студентов и всех желающих: о каком принципе я не упомянула? Ответ пишите в комментариях.

Источники:
http://umm4.com/raznoe/pravila-russkogo-yazyka-v-kartinkax.htm - орфография в картинках

Комментариев нет:

Отправить комментарий